Рекомендации по развитию мотивации учения щкольников
Для выявления мотивации учения предлагается использовать анкету на выявление мотивации учения Н.Лускановой
Описание методики
Цель методики – определение уровня школьной мотивации. Она состоит из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка высокой и среднего уровня мотивации способствует хорошему выполнению всех предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Рекомендации
по повышению мотивации учения
· Ребенку нужно осознавать необходимость знаний и их пользу при достижении различных целей в жизни, что знания нужны ему для достижения определенной конкретной цели
· Учитель должен выдвигать индивидуальные и реалистичные требования к каждому ученику. Эти требования должны быть высокими, но не завышенными – иначе ученики начнут терять интерес к учебе. Требования должны быть озвучены учителем в начале обучения, они должны быть аргументированы для каждого учащегося, учитель должен каждому ученику помочь с постановкой цели.
· В начале года учитель искусственно создает ситуацию успеха для обучающегося, после чего повышает постепенно требования.
· Учитель, обнаружив слабых в определенных предметах учеников, непременно должен хвалить их за приложенные усилия, даже в случае, если работа ученика неудачная.
· Когда учитель анализирует и критикует работу ученика, всегда необходима конкретика. У ученика должно быть чувство, что учитель критикует не его самого, а лишь работу ученика. Для этого следует избегать при высказывании унизительных комментариев в адрес ученика.
· В своей речи учитель не должен сравнивать учеников друг с другом – только с самим собой в прошлом, с предыдущими успехами и неудачами. В этом случае учитель обязательно должен сконцентрироваться не на минусах, а на зоне роста.
Некоторые способы формирования мотивации школьников к обучению и повышения их учебных достижений
1. Каждодневное внимание к каждому ученику, признание его личности.
2. Своевременная ликвидация пробелов в знаниях и организация оперативной помощи каждому ученику, который отстает в учебе.
3. Формирование мотивации обучения как необходимого стимула желания, обучающегося к обучению.
4. Переход к инновационным методам обучения, которые дают возможность раскрыть потенциальные возможности каждого обучающегося, поверить в собственные силы.
5. Организация учебного процесса с определением трех главных видов сложности во время объяснения материала, его закрепления и оценивания.
6. В подготовке любой темы учебный материал разделять на несколько блоков.
7. Изучение условий, в которых воспитывается каждый ребенок, учет их в учебной деятельности.
8. Сотрудничество с родителями, совместное формирование педагогической культуры семьи.
Также для развития учебной мотивации школьников рекомендуется:
· Поощрять стремление обучающихся к самостоятельной работе, анализировать во время урока разные способы выполнения заданий, предложенных детьми, отмечать и поддерживать все проявления деятельности, способствующих достижению обучающимися цели.
· Создавать педагогическую ситуацию общения, что позволяет каждому ученику, независимо от степени его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность и изобретательность в способах работы.
· Обсуждать с обучающимся в конце урока не только то, «что мы узнали» (чем овладели), но и то, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
· Во время опроса на уроке (выставление оценок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, желание обучающегося искать и находить разнообразные
· Объявляя домашнее задание, следует сообщать не только его содержание и объем, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.